Тема 1. Информационная обработка письменных текстов

  • Задание 1

    Ука­жи­те два пред­ло­же­ния, в ко­то­рых верно пе­ре­да­на ГЛАВ­НАЯ ин­фор­ма­ция, со­дер­жа­ща­я­ся в тек­сте.

    (1)Среди сотен при­ни­ма­е­мых че­ло­ве­ком ре­ше­ний ни одно не может срав­нить­ся по зна­че­нию, по роли, по вли­я­нию на судь­бу с ре­ше­ни­ем о том, по какой до­ро­ге пойти, какую про­фес­сию вы­брать, как на­пол­нить своё су­ще­ство­ва­ние ис­тин­ным смыс­лом. (2)Ведь каж­дый че­ло­век, как бы он ни был по­глощён по­все­днев­ны­ми де­ла­ми и за­бо­та­ми, хочет знать, что его ра­бо­та, устремлённость в бу­ду­щее имеют зна­че­ние не толь­ко для него од­но­го. (3) Только тогда че­ло­век чув­ству­ет себя нуж­ным, а свои спо­соб­но­сти — вос­тре­бо­ван­ны­ми дру­ги­ми лю­дь­ми.

    1. Чтобы верно вы­брать про­фес­сию, на­пол­нить своё су­ще­ство­ва­ние ис­тин­ным смыс­лом, че­ло­ве­ку не­об­хо­ди­мо быть вос­тре­бо­ван­ным в об­ще­стве.
    2. При вы­бо­ре про­фес­сии важно пом­нить, что ра­бо­та долж­на иметь зна­че­ние не толь­ко для са­мо­го че­ло­ве­ка, а и для об­ще­ства, ведь имен­но это поз­во­ля­ет че­ло­ве­ку чув­ство­вать себя вос­тре­бо­ван­ным.
    3. Каж­дый че­ло­век, как бы он ни был по­глощён по­все­днев­ны­ми де­ла­ми и за­бо­та­ми, дол­жен ду­мать о том, чтобы его спо­соб­но­сти были вос­тре­бо­ва­ны дру­ги­ми лю­дь­ми.
    4. Ре­ше­ние о том, по какой до­ро­ге пойти, какую про­фес­сию вы­брать, как на­пол­нить своё су­ще­ство­ва­ние ис­тин­ным смыс­лом, за­ви­сит от спо­соб­но­стей са­мо­го че­ло­ве­ка.
    5. Че­ло­век чув­ству­ет себя вос­тре­бо­ван­ным в об­ще­стве толь­ко тогда, когда его ра­бо­та имеет зна­че­ние не толь­ко для него са­мо­го, но и для дру­гих, по­это­му важно пра­виль­но вы­брать про­фес­сию.
     
    Пояснение
     

    Внимательно прочитайте текст. Сделайте краткий пересказ, избегая деталей, уточнений, повторов. Прочитайте внимательно пять предложенных ответов. Найдите среди них два предложения, соответствующих пересказу, которые говорят об одном и том же, но отличаются порядком и набором слов. Как правило, в таких предложениях передаётся информация, содержащаяся в третьем, а иногда и втором предложении исходного текста.

    Составляем краткий пересказ по ключевым словам:

    Среди…решений…ни одно не может сравниться по значению…с решением…какую профессию выбрать…Человек…хочет знать, что его работа…имеет значение не только для него одного…только тогда чувствует себя…нужным... востребованным другими людьми.

    По смыслу этот пересказ соответствует второму и пятому предложениям, в которых говорится об одном и том же, но они немного отличаются набором и порядком слов.

    Правильный ответ: предложения 2 и 5

  • Задание 2


    Ука­жи­те два пред­ло­же­ния, в ко­то­рых верно пе­ре­да­на ГЛАВ­НАЯ ин­фор­ма­ция, со­дер­жа­ща­я­ся в тек­сте.

    (1)Со­хра­не­ние куль­тур­ной среды — за­да­ча не менее важ­ная, чем со­хра­не­ние окру­жа­ю­щей при­ро­ды. (2)Утра­ты в при­ро­де до из­вест­ных пре­де­лов вос­ста­но­ви­мы, в от­ли­чие от по­терь куль­тур­ных. (3)Поэтому со­вре­мен­ные учёные (ар­хео­ло­ги, ис­то­ри­ки, эт­но­гра­фы, фи­ло­со­фы, пи­са­те­ли, линг­ви­сты и др.) го­во­рят о том, что за­щи­та и со­хра­не­ние куль­тур­ных осо­бен­но­стей на­ро­дов и наций ста­но­вят­ся клю­че­вым мо­мен­том че­ло­ве­че­ско­го про­грес­са и са­мо­вы­ра­же­ния.

    1. Со­хра­не­ние окру­жа­ю­щей среды — за­да­ча не менее важ­ная, чем со­хра­не­ние куль­ту­ры на­ро­дов и наций.
    2. Клю­че­вым мо­мен­том че­ло­ве­че­ско­го про­грес­са и са­мо­вы­ра­же­ния ста­но­вит­ся за­щи­та и со­хра­не­ние куль­тур­ной спе­ци­фи­ки на­ро­дов и наций.
    3. Ар­хео­ло­ги, ис­то­ри­ки, эт­но­гра­фы, фи­ло­со­фы, пи­са­те­ли и линг­ви­сты изу­ча­ют куль­тур­ные осо­бен­но­сти на­ро­дов и наций.
    4. Учёные счи­та­ют, что со­хра­не­ние куль­тур­ной спе­ци­фи­ки на­ро­дов и наций и её за­щи­та – это клю­че­вой мо­мент че­ло­ве­че­ско­го про­грес­са и са­мо­вы­ра­же­ния.
    5. По мне­нию со­вре­мен­ных учёных, утра­ты в при­ро­де до из­вест­ных пре­де­лов вос­ста­но­ви­мы, в от­ли­чие от по­терь куль­тур­ных.
     
    Пояснение
     
     

    Внимательно прочитайте текст. Сделайте краткий пересказ, избегая деталей, уточнений, повторов. Прочитайте внимательно пять предложенных ответов. Найдите среди них два предложения, которые говорят об одном и том же, но отличаются порядком и набором слов. Как правило, в таких предложениях передаётся информация, содержащаяся в третьем, а иногда и втором предложении исходного текста.

    Составляем краткий пересказ по ключевым словам:

    Утраты в природе восстановимы… в отличие от потерь культурных… Поэтому современные учёные говорят о том, что защита и сохранение культурных особенностей… становятся ключевым моментом человеческого прогресса…

    По смыслу этот пересказ соответствует второму и четвёртому предложениям, в которых говорится об одном и том же, но они немного отличаются набором и порядком слов.

    Правильный ответ: предложения 2 и 4

  • Задание 3


    Ука­жи­те два пред­ло­же­ния, в ко­то­рых верно пе­ре­да­на ГЛАВ­НАЯ ин­фор­ма­ция, со­дер­жа­ща­я­ся в тек­сте.

    (1)Ар­хео­ло­ги на­хо­дят в сла­вян­ских зем­лях много кла­дов. (2)Цен­ность клада со­сто­ит не в ко­ли­че­стве со­кро­вищ, а в ка­че­стве юве­лир­ных из­де­лий (среди них по­па­да­ют­ся на­сто­я­щие ше­дев­ры). (3)Но самым цен­ным для ар­хео­ло­гов яв­ля­ет­ся пред­став­ле­ние о жизни и быте древ­них сла­вян, ко­то­рое скла­ды­ва­ет­ся в про­цес­се изу­че­ния най­ден­ных во время рас­ко­пок юве­лир­ных укра­ше­ний.

    1. Ар­хео­ло­ги на­хо­дят много кла­дов, цен­ность ко­то­рых опре­де­ля­ет­ся пре­жде всего ка­че­ством юве­лир­ных из­де­лий.
    2. Важ­ность юве­лир­ных из­де­лий, най­ден­ных ар­хео­ло­га­ми в сла­вян­ских зем­лях, со­сто­ит пре­жде всего в том, что они дают пред­став­ле­ние о жизни и быте древ­них сла­вян.
    3. Самым цен­ным для ар­хео­ло­гов яв­ля­ет­ся не ко­ли­че­ство най­ден­ных юве­лир­ных из­де­лий, а их ка­че­ство.
    4. Для ар­хео­ло­гов най­ден­ные в сла­вян­ских зем­лях юве­лир­ные из­де­лия важны пре­жде всего тем, что они дают пред­став­ле­ние о жизни и быте древ­них сла­вян.
    5. Среди най­ден­ных в сла­вян­ских зем­лях юве­лир­ных из­де­лий по­па­да­ют­ся на­сто­я­щие ше­дев­ры, и ар­хео­ло­ги уде­ля­ют боль­шое вни­ма­ние их изу­че­нию.

     

     
    Пояснение
     

    Внимательно прочитайте текст. Сделайте краткий пересказ, избегая деталей, уточнений, повторов. Прочитайте внимательно пять предложенных ответов. Найдите среди них два предложения, которые говорят об одном и том же, но отличаются порядком и набором слов. Как правило, в таких предложениях передаётся информация, содержащаяся в третьем, а иногда и втором предложении исходного текста.

    Составляем краткий пересказ по ключевым словам:

    …Ценность клада состоит…в качестве ювелирных изделий… Но самым ценным для археологов является представление о жизни и быте древних славян…которое складывается в процессе изучения…найденных ювелирных украшений.

    По смыслу этот пересказ соответствует второму и четвёртому предложениям, в которых говорится об одном и том же, но они немного отличаются набором и порядком слов.

    Правильный ответ: предложения 2 и 4